ООО Капитал-Профи

ИНН 5018094665

Генеральный поставщик
строительных организаций Ассоциации
СРО МОСМО "Стройкорпорация"

+7 (495) 118-29-96

Клапаны запорные (вентили)

Запорный клапан — запорная арматура, конструктивно выполненная в виде клапана, то есть её запирающий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды. Как и другие виды запорной арматуры, запорные клапаны применяются для полного перекрытия своего проходного сечения, а следовательно потока рабочей среды; то есть запирающий элемент, которым в запорном клапане чаще всего является золотник, в процессе эксплуатации находится в крайних положениях «открыто» или «закрыто». Для регулирования расхода среды путём изменения проходного сечения успешно применяются регулирующие клапаны, также существуют и запорно-регулирующие клапаны, совмещающие эти функции.


Следует заметить, что до 1982 г. клапаны, в которых затвор перемещается при помощи резьбовой пары шпиндель—ходовая гайка, назывались вентилями, однако это наименование было упразднено и сейчас клапаном называют и арматуру с резьбовым шпинделем (передающим крутящий момент от привода), и с гладким штоком (передающим поступательное усилие от привода). Клапаны вентильного типа управляются вручную или электроприводом, а клапаны с гладким штоком — гидро-, пневмо- или электромагнитным приводом. Запорные клапаны с быстродействующими поршневыми пневматическими приводами входят в состав защитной арматуры и носят название отсечные.

Применение

Клапаны запорные (вентили) широко распространены как запорная арматура для для перекрывания потоков газообразных или жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов до 300 мм при рабочих давлениях до 2500кГ/см2 и температурах сред от –200 до +450°С в тех случаях, когда к надежности и герметичности перекрытия прохода предъявляются повышенные требования. Это объясняется возможностью обеспечения хорошей герметизации в запорном органе при сравнительной простоте конструкции. Клапаны обычно используются на трубопроводах относительно небольших диаметров, так как в случае больших размеров приходится иметь дело с существенным возрастанием усилий для управления клапаном и усложнять конструкцию для обеспечения правильной посадки затвора на седло корпуса.

Достоинства клапанов запорных:

Конструкция клапанов во многом схожа с конструкцией задвижек, но принципиальное её отличие — то, что перемещение затвора совпадает с осью перемещения потока среды, а не перпендикулярно ему, даёт клапанам ряд преимуществ перед задвижками, среди которых:

 - малый ход затвора для полного открытия (обычно не более 0,25 номинального диаметра, в то время как у задвижек — не менее диаметра) и, соответственно, малая строительная высота и масса;

 - в клапанах гораздо проще, чем в задвижках, обеспечить требуемую герметичность затвора (путём применения уплотнительных колец из различных неметаллических материалов);

 - при закрытии и открытии клапана в отличие от задвижки практически исключается трение уплотнения затвора о седло, что существенно уменьшает износ уплотнительных поверхностей;

 - возможность применения сильфона в качестве уплотнения арматуры по отношению к внешней среде.


Кроме вышеуказанных достоинств клапаны обладают и другими, например:

 - возможность применения в условиях высоких температур и давлений, вакуума, коррозионных и агрессивных сред;

 - сравнительная простота технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации.

- относительно небольшие габаритные размеры и масса;
- возможность использования в качестве регулирующего органа;
- возможность установки на трубопроводе в любом пространственном положении.

Недостатки клапанов запорных:
 - высокое (по сравнению с шаровыми кранами и задвижками) гидравлическое сопротивление, что при больших диаметрах прохода и высоких скоростях среды создаёт большие потери энергии и вызывает необходимость соответственно повышать начальное давление в системе;

 - ограничение пределов применения по диаметру, о котором было сказано выше;

 - наличие в большинстве конструкций застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, шлам, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.

- невозможность применения на потоках сильно загрязненных рабочих сред, а также на средах с высокой вязкостью;
- возможность подачи рабочей среды только в одном направлении, обусловленным конструкцией клапана.


Разновидности запорных клапанов (вентилей)
По конструкции корпуса вентили подразделяются на проходные, угловые и прямоточные.


По способу герметизации подвижного соединения шпиндель(шток)—крышка, клапаны делятся на сальниковые, сильфонные и мембранные (диафрагмовые).

По расположению ходовой резьбы вентили могут быть с выносной или с погружной резьбой. К вентилям условно относят также конструкции арматуры с мембранным (диафрагмовым) запорным органом.


Различия в конструкциях

По конструкции корпуса и расположению на трубопроводе, связанным с направлением потока рабочей среды, запорные клапаны различаются:

 - ПРОХОДНЫЕ — в них направление потока среды на входе и выходе одинаковое, но иногда ось выходного патрубка смещена параллельно входному. В таком клапане поток среды в корпусе делает как минимум два поворота на 90°, что приводит к высокому гидросопротивлению и появлению застойных зон в корпусе;

 - УГЛОВЫЕ — в них поток поворачивает на 90°, но один раз, что позволяет снизить гидросопротивление. Существенный недостаток таких клапанов заключается в том, что область их применения ограничивается поворотными участками трубопроводов;

 - ПРЯМОТОЧНЫЕ — в них, как и в проходных, направление потока сохраняется, но ось шпинделя расположена не перпендикулярно, а наклонно к оси прохода. Такая конструкция позволяет существенно спрямить поток и уменьшить гидросопротивление, однако при этом увеличивается ход затвора, строительная длина и масса изделия.


Конструкция рабочего органа

Затворы в клапанах бывают тарельчатыми (золотниковыми) или коническими.

Уплотнительные поверхности тарельчатого затвора могут быть плоскими или конусными, в последнем случае седло в корпусе выполняется в виде фаски. Плоские уплотнения позволяют изготавливать их из различных металлов, сплавов и неметаллических материалов, они хорошо работают в жидких и газообразных средах, не содержащих взвешенных частиц. Конусные уплотнения, металл по металлу, используются для клапанов высоких давлений со взвешенными частицами в рабочей среде.


Конический затвор применяется в клапанах номинальным диаметром не более 25, для номинальных давлений от 16 МПа и выше. Такие клапаны называются игольчатыми.


Кроме вентилей, предназначенных для полного перекрытия потока рабочей среды, в некоторых технологических системах также используется арматура, обеспечивающая плавное управление расходом за счёт изменения гидравлического сопротивления с надёжной фиксацией промежуточных положений. Для этих целей используются запорно-регулирующие вентили, имеющие золотник с профилированной рабочей поверхностью (обычно пробкового типа) и хорошо притертые уплотняющие кромки. При малых диаметрах условных проходов используются золотники в виде конуса. Разновидность таких вентилей носит название игольчатых вентилей.

Клапаны запорные изготовляются из серого или ковкого чугуна, стали (в том числе нержавеющей), латуни, бронзы, алюминия, титана и неметаллических материалов (вторпласт, полиэтилен). Применяются на давление от 6 до 380 атмосфер и температурой до 560 0С. Высокая герметичность, надежность в эксплуатации, низкая стоимость – вот главные преимущества вентилей. Присоединение фланцевое, под приварку или муфтовое (резьбовое). Вентили могут быть укомплектованы серво- и электроприводом, в т.ч. электромагнитным.

Отечественные брэнды
МЗВ (Московский Завод Водоприбор) г.Москва
ЧАЗ
МЗТА
ГУСАР
АРЗИЛ
ВЗЗА
БАЗ (Бологое)
АДЛ
inex-spb
ИКАР (Курганский завод трубопроводной арматуры)
ПАЗ (Пензенский арматурный завод)
Импортные брэнды
HAWLE (Австрия)
SEAGULL
ZETKAMA
TA (TOUR&ANDERSSON)
HEIMEIER
ADCA
ESBE
GESTRA